Известно, что каждый из нас рождается гением, но потом мы, как правило, забываем об этом.
Считается, что поиск ответа на вопрос «Кто я и зачем я здесь?» - симптом кризиса середины жизни. На самом деле, этим вопросом люди задаются в самом разном возрасте, поскольку точек разветвления пути в жизни, как и на трассе, бывает несколько. «Перекресток семи дорог»… хорошо еще, если только семи!
Ты едешь по накатанному пути, дни похожи один на другой, и часто даже понимаешь, куда едешь, и сколько бензина осталось, и куда ехать дальше, и вдруг – стоп. Зачем я здесь? Почему я еду туда? А мне туда надо?...
Бывает и по-другому: накапливающаяся усталость, много часов без сна, один и тот же диск в плеере, дорога уходит за горизонт прямой стрелой – без смысла и без конца.
Третий вариант еще более жесткий: все как будто шло своим путем и даже доставляло удовольствие, когда внезапно и вдруг – скользкий участок без пометок и предупреждений, и вот правое колесо захотело ехать прямо, а левое – налево, и ты в кювете (вариант «на встречке» не рассматриваю, поскольку в этом случае дальнейшие поиски, как правило, не имеют смысла). Ремни безопасности сработали, машина – в хлам, сидишь, потираешь синяки и думаешь – а туда ли я ехал? Я туда сам не хотел, или меня судьба остановила?... А бывает, что ты еще только в начале пути, а уже не знаешь, куда идти и что там искать… В общем, у всех по-разному.
Я, конечно, не исключаю существования «нормальных» людей, которые ясно понимают, чего они хотят от жизни, и живут в полной гармонии с собой, и искренне рада за них. Но так бывает не всегда. Вы видели детей, играющих в детском саду? У них еще нет никакого жизненного опыта, но они все изначально разные. Кто-то активный, кто-то задумчивый, есть даже понятие «old souled person» - вроде, ребенок, а думает и рассуждает, как старик…. Вот девочка играет с машинкой, вот мальчик, забыв обо всем, смотрит на небо… Более того, даже новорожденные дети разные изначально, и еще больше – даже новорожденные котята разные от рождения. Я не знаю, как объясняют это явление материалисты, но лично у меня нет никаких сомнений, что человек рождается уже личностью, это не сосуд, который необходимо наполнять – это полноценная душа с богатством прошлого опыта, с собственными предпочтениями и пристрастиями, которые впоследствии становятся интересами и талантами.
А потом начинается процесс воспитания… Как часто семья и общество навязывает нам свои представления о том, как жить «правильно», чем нужно заниматься и чем – нет, пытаясь сформировать его по образу и подобию своему – или своей несбывшейся мечты… И сколько искалеченных судеб, зарытых в землю талантов и несостоявшихся гениев это порождает! И вот ты – в придорожном кафе, на трассе или в кювете – и вдруг понимаешь, что прошло столько лет, а ты – не тот, не там, не с теми… Дорогие родители! Слушайте Ваших детей! Ребенок – не бонсай, и Вы – не садовник! Не делайте его воплощением Ваших надежд – помогите ему стать счастливым!
Но вернемся в кювет :) Понять, что ты – не тот, кем все, включая тебя самого, тебя считали, - еще не значит понять, кто ты на самом деле. Любой хороший психотерапевт знает, как глубоко подчас заложены и вытеснены наши истинные желания и надежды, которые в свое время пришлись «не ко двору» нашим родителям, учителям или обществу. И раскопать их, и поверить в них бывает ой как непросто…Что же делать? Как человек, несколько лет полным погружением проработавший в области психодиагностики, могу со всей ответственностью сказать: тестов, определяющих истинное предназначение человека, на настоящий момент не существует. Лучшие из существующих методик могут, в самом хорошем случае, показать акцентуацию, в просторечии – склонность к той или иной манере поведения, и темпераментальные предрасположенности.
Пойти к психотерапевту – можно, но нужно четко понимать, к кому идти (в частности, хороший психотерапевт никогда не будет убеждать Вас в чем бы то ни было, а сделает все, чтобы Вы пришли к решению самостоятельно).
У меня есть ряд идей о диагностике профессиональных предрасположенностей. Но должна признать, что я не знаю однозначного ответа на поставленный выше вопрос - даже для самой себя. Зато знаю один безошибочный критерий правильности выбора, лучше всего сформулированный Анной Аркатовой в заметке, опубликованной на сайте Adme.ru: "Между тем я ложилась спать с пародийным нынче лозунгом: скорей бы утро и снова на работу!... Из этого опыта я навсегда запомнила тот радостный утренний будильник, который теперь и есть главный эксперт моего профессионального самочувствия."
Считается, что поиск ответа на вопрос «Кто я и зачем я здесь?» - симптом кризиса середины жизни. На самом деле, этим вопросом люди задаются в самом разном возрасте, поскольку точек разветвления пути в жизни, как и на трассе, бывает несколько. «Перекресток семи дорог»… хорошо еще, если только семи!
Ты едешь по накатанному пути, дни похожи один на другой, и часто даже понимаешь, куда едешь, и сколько бензина осталось, и куда ехать дальше, и вдруг – стоп. Зачем я здесь? Почему я еду туда? А мне туда надо?...
Бывает и по-другому: накапливающаяся усталость, много часов без сна, один и тот же диск в плеере, дорога уходит за горизонт прямой стрелой – без смысла и без конца.
Третий вариант еще более жесткий: все как будто шло своим путем и даже доставляло удовольствие, когда внезапно и вдруг – скользкий участок без пометок и предупреждений, и вот правое колесо захотело ехать прямо, а левое – налево, и ты в кювете (вариант «на встречке» не рассматриваю, поскольку в этом случае дальнейшие поиски, как правило, не имеют смысла). Ремни безопасности сработали, машина – в хлам, сидишь, потираешь синяки и думаешь – а туда ли я ехал? Я туда сам не хотел, или меня судьба остановила?... А бывает, что ты еще только в начале пути, а уже не знаешь, куда идти и что там искать… В общем, у всех по-разному.
Я, конечно, не исключаю существования «нормальных» людей, которые ясно понимают, чего они хотят от жизни, и живут в полной гармонии с собой, и искренне рада за них. Но так бывает не всегда. Вы видели детей, играющих в детском саду? У них еще нет никакого жизненного опыта, но они все изначально разные. Кто-то активный, кто-то задумчивый, есть даже понятие «old souled person» - вроде, ребенок, а думает и рассуждает, как старик…. Вот девочка играет с машинкой, вот мальчик, забыв обо всем, смотрит на небо… Более того, даже новорожденные дети разные изначально, и еще больше – даже новорожденные котята разные от рождения. Я не знаю, как объясняют это явление материалисты, но лично у меня нет никаких сомнений, что человек рождается уже личностью, это не сосуд, который необходимо наполнять – это полноценная душа с богатством прошлого опыта, с собственными предпочтениями и пристрастиями, которые впоследствии становятся интересами и талантами.
А потом начинается процесс воспитания… Как часто семья и общество навязывает нам свои представления о том, как жить «правильно», чем нужно заниматься и чем – нет, пытаясь сформировать его по образу и подобию своему – или своей несбывшейся мечты… И сколько искалеченных судеб, зарытых в землю талантов и несостоявшихся гениев это порождает! И вот ты – в придорожном кафе, на трассе или в кювете – и вдруг понимаешь, что прошло столько лет, а ты – не тот, не там, не с теми… Дорогие родители! Слушайте Ваших детей! Ребенок – не бонсай, и Вы – не садовник! Не делайте его воплощением Ваших надежд – помогите ему стать счастливым!
Пойти к психотерапевту – можно, но нужно четко понимать, к кому идти (в частности, хороший психотерапевт никогда не будет убеждать Вас в чем бы то ни было, а сделает все, чтобы Вы пришли к решению самостоятельно).
У меня есть ряд идей о диагностике профессиональных предрасположенностей. Но должна признать, что я не знаю однозначного ответа на поставленный выше вопрос - даже для самой себя. Зато знаю один безошибочный критерий правильности выбора, лучше всего сформулированный Анной Аркатовой в заметке, опубликованной на сайте Adme.ru: "Между тем я ложилась спать с пародийным нынче лозунгом: скорей бы утро и снова на работу!... Из этого опыта я навсегда запомнила тот радостный утренний будильник, который теперь и есть главный эксперт моего профессионального самочувствия."
No comments:
Post a Comment