- Вы путешествуете одна? – спрашивает меня гид, сопровождающий парочку из Соединенных Штатов.
- Да, но мне помог руководитель одной волонтерской организации, Fauna Forever, его зовут Крис Киркби...
- А, Крис! Я его отлично знаю, он мой хороший друг!
Я еду в каноэ по озеру Сандовал; меня сопровождает (и гребет) экогид по имени Есауд – невероятно эрудированный человек, даже для гида по Амазонии.
- Ты давно в Перу?
- Не очень… Я жила с биологами на станции Венадо.
- Венадо? А что это?
- Ну, это одна из станций Fauna Forever, их директор помог мне в организации поездки.
- А как его зовут?
- Крис Киркби..
- А, Крис! Да я его знаю с тех пор, как он только приехал в Перу! Еще ничего не знал, мы с ним ходили в лес, я ему показывал тут все…
У меня сложилось впечатление, что Криса в Амазонии знают просто все. И сам он знает в Амазонии, похоже, все и всех; какой бы вопрос и неожиданное желание у меня ни возникло, каким бы неопределенным и странным они ни были, у него неизменно был готов и ответ, и варианты его реализации.
- Мы именно этим и занимаемся и будем рады тебя видеть.
- Но у меня есть одно важное условие… Во всех волонтерских проектах предусмотрено проживание в общей комнате, а мне жизненно необходимо собственное пространство. Это, наверное, не реализуемо?
- Да запросто: поставь палатку рядом с озером, в ста метрах от станции и живи… Будешь приходить кушать, общаться и заряжать технику. Не забудь, чтобы тебе дали силиконовый гель – это поможет сохранить твое оборудование от влажности!
В отличие от всех, кому я писала до этого, Крис отвечал неизменно быстро, очень подробно и – что главное – в его лексиконе начисто отсутствует слово «невозможно».
Через четыре дня мне захотелось разнообразия.
- Крис, а можно мне провести остаток моего пребывания в Васаи лодже?
- Конечно, если тебя устроит небольшая доплата.
- В отдельной комнате?
- Конечно.
- А где у вас тут речные выдры?
- Они не водятся здесь – им нужны большие озера; но если хочешь, я организую твое поездку на озеро Сандовал, с тобой поедет сопровождающий, ночевать будешь в местном лодже в отдельной комнате, в Пуэрто тебя доставит лодка…
Задать этому человеку вопрос, ответа на который он бы не знал, стало просто челенджем ☺
- Крис, а возможно ли отсюда (Васаи) добраться до Ману по реке?
Крис задумался, но секунд на пять.
- Этого никто не делал, но можно, конечно, вопрос стоимости… И лучше наоборот – по течению, а не против, и в сезон дождей, иначе придется бОльшую часть дороги тащить лодку на себе и есть риск, что ее разобьет бурелом.
От походов на выживание до эксклюзивных фото и видеотуров уровня NG, от пеших походов до вертолетов, от образовательных со студентами до VIP - я так и не нашла, что этот человек не мог бы организовать, да еще и рассказать в подробностях, как это лучше осуществить. К слову сказать, двухнедельное пребывание с изменением планов на ходу, всеми трансферами, трехразовым питанием, одноместным проживанием и индивидуальными сопровождающими обошлась мне в итоге в 950 евро; многие волонтерские организации в Амазонии берут такую сумму за одну неделю, при условии проживания в общей комнате и на одном месте. В общем, Крис гениален ☺
Застать этого человека на одном месте совершенно невозможно - такое впечатление, что он равномерно распределен по региону, как электронное облако.
- А где Крис? – спросила я по приезду в Венадо.
- Точно неизвестно, но вчера он был в Васаи – правда, ему еще нужно было в Пуэрто.. Скорее всего, придет завтра, если не уедет по срочным делам в Куско. Или еще куда-нибудь..
Крис по происхождению англичанин, однако родился в Танзании, учился в школе в Оксфорде, получил степень бакалавра университете Эдинбурга. После чего вернулся в Танзанию и долгое время жил в Африке, путешествуя по разным африканским странам, где его отец до сих пор работает агрономом. В 1995 году приехал в Перу и, по его собственному заявлению, потерялся там на пять лет; в конце концов, вынырнув из джунглей, поступил в университет Йорка и получил магистерскую степерь по тропической биологии, а затем - и докторскую в University of East Anglia. Семья Криса – жена и двое детей – живет в Куско, а чтобы поймать его самого, нужна большая удача: складывается впечатление, что он равномерно распределен по всему региону.
В 2004-м году исполнил свою давнюю мечту – основал некоммерческую организацию Fauna Forever, занимающуюся вопросами экологии, экотуризма и консервации региона Тамбопата. Основная деятельность этой организации - проводит сравнительное изучение биоразнообразия и биологической плотности территорий с разными условиями (к примеру, охраняемая - не охраняемая, с туристами - без туристов, с охотой - без охоты, с бразильским орехом - без бразильского ореха, и так далее).
- И что хуже всего сказывается на экологии, Крис?
- В первую очередь, незаконная охота и вырубка леса под плантации бразильского ореха. Это нарушает экологическое равновесие, восполнить которое очень и очень сложно.
- А правительство Перу как-то помогает в этом вопросе?
- В основном ответственность лежит на частных инвесторах, выкупающих участки леса. Они должны предоставлять ежегодные отчеты по природоохранной деятельности. От правительства мы ничего не получаем…
Крис, огромное спасибо то «бремя белого человека», которое ты несешь, за то, что ты понимаешь истинные ценности, за ту огромную работу, которую ты делаешь для того, чтобы в этом мире остались такие места, как Тамбопата, и делаешь возможным для людей проникнуть и проникнуться этими местами.
И лично от меня – за незабываемое путешествие! Я очень надеюсь вернуться!
09.03.2015
No comments:
Post a Comment